Возрастные особенности детей раннего и дошкольного возраста

 

Сайт старшего воспитателя

МДОУ "Детский сад № 10 "Россияночка"

Ковалевой Анастасии Вячеславовны 

Возрастные особенности детей раннего и дошкольного возраста

 

 

 

Возрастные особенности детей 2-3 лет

 

Характеристика возраста

В раннем возрасте (от 1 до 3 лет) ребенок при помощи взрослого усваивает основные способы использования предметов. У него начинает активно развиваться предметная дея- тельность.

Продолжается развитие всех органов и физиологических систем, совершенствуются их функции. Ребенок становится более подвижным и самостоятельным («Я сам»). Это требу- ет от взрослого особого внимания к обеспечению его безопасности. Расширяется круг обще- ния за счет менее знакомых взрослых и сверстников. Общение, овладение предметными дей- ствиями приводит ребенка к активному освоению языка, подготавливает его к игре. Под влиянием предметной деятельности, общения и игры в раннем возрасте развиваются воспри- ятие, мышление, память и другие познавательные процессы.

Главными целями взрослого в отношении ребенка раннего возраста являются:

   организация предметной деятельности;

   обеспечение полноценного физического, в том числе двигательного, развития;

   формирование речи.

 

ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДМЕТНАЯ.

 

Ребенок при помощи взрослого усваивает основные способы использования предме- тов. Действуя с предметами, ребенок открывает для себя их физические (величину, форму, цвет) и динамические свойства (катается, складывается и пр.), пространственные отношения (близко, далеко), разделение целого на части и составление целого из частей (разбирает и со- бирает пирамидку, матрешку); осваивает систему предметно— орудийных действий — дос- тает сачком шарик из воды или тянет за веревочку, чтобы придвинуть к себе машинку. Од- нако функциональное назначение предмета открывает ребенку взрослый: ложкой едят, ме- шают кашу, полотенцем вытирают руки, карандашом рисуют и т.д.

Развитие предметной деятельности подготавливает ребенка к игре. В своей самостоя- тельной сюжетно-отобразительной игре он воспроизводит с помощью предметов- заместителей (кубиков, палочек и игрушек) отдельные простые события повседневной жиз- ни.

Под влиянием предметной деятельности как ведущей в этом возрасте развиваются не только игра, но и другие виды деятельности: сюжетное конструирование, рисование, элемен- тарное самообслуживание и др.

Общение, овладение предметными действиями приводит ребенка к активному освое- нию языка, подготавливает его к игре, способствует развитию восприятия, мышления, памя- ти и других познавательных процессов.

 

Показатели развития

Характеристики

Ведущая потребность ребенка

Потребность в общении, уважении, признании самостоятельности

Ведущая функция

Восприятие

Ведущая деятельность

Партнерская со взрослыми; предметные действия; игровые действия с игрушками (не игра), значимы в развитии подвижные игры.

Отношение со взрослыми

Ситуативно-деловое: взрослый – источник способов деятельности, партнер по игре и творчеству.

Отношения со сверстниками

Эмоционально-практическое: сверстник малоинтересен.

Эмоции

Резкие переключения; эмоциональное состояние зависит от физического комфорта.

Способ познания

Подражание взрослым, организованная деятельность.

Объект познания

Непосредственно окружающие предметы, их свойства и назначения, предметные действия

Восприятие

Восприятие сенсорных эталонов (цвет, форма, размер)

Внимание

Непроизвольное,  быстрое переключение с одной деятельности на другую. Удерживает внимание 5-7 мин. Объем внимания 3-4 предмета.

Память  

 Непроизвольная (эмоционально окрашенная информация), преобладает узнавание, а не запоминание; кратковременная.

Объем памяти 3-4 предмета из 5.

Мышление  

Наглядно-действенное

Воображение

Репродуктивное (воссоздание репродукции знакомого образа)

Условия успешности

Разнообразие окружающей среды; партнерские отношения со взрослыми.

Новообразования

 Развитие речи;  предметные действия;  наглядно-действенное мышление;  предпосылки развития личности.

Особенности возраста

Кризис 3х лет. Формирование «системы Я».

 

Возрастные особенности детей 3-7 лет

 

         В младшем дошкольном возрасте (3—5 лет) происходит дальнейший рост и разви- тие детского организма, совершенствуются физиологические функции и процессы. Активно формируется костно-мышечная система, в силу чего недопустимо длительное пребывание детей в неудобных позах, сильные мышечные напряжения, поскольку это может спровоци- ровать дефекты осанки, плоскостопие, деформацию суставов. Происходит дальнейшее расширение круга общения ребенка с миром взрослых людей и детей. Взрослый воспринимается им как образец, он берет с него пример, хочет быть во всем похожим на него. В результате возникает противоречие между желаниями ребенка и его возможностя- ми. Разрешение этого противоречия происходит в игре, прежде всего в сюжетно-ролевой, где ребенок начинает осваивать систему человеческих отношений, учится ориентироваться в смыслах человеческой деятельности. Возникает и развивается новая форма общения со взрослым — общение на познава- тельные темы, которое сначала включено в совместную со взрослым познавательную дея- тельность. На основе совместной деятельности — в первую очередь игры — формируется детское общество. На пятом году жизни ребенок постепенно начинает осознавать свое поло- жение среди сверстников. Возраст от двух до пяти уникален по своему значению для речевого развития: в этот период ребенок обладает повышенной чувствительностью к языку, его звуковой и смысло- вой стороне. В младшем дошкольном возрасте осуществляется переход от исключительного господства ситуативной (понятной только в конкретной обстановке) речи к использованию и ситуативной, и контекстной (свободной от наглядной ситуации) речи. Познавательное развитие в младшем дошкольном возрасте продолжается по следую- щим основным направлениям: расширяются и качественно изменяются способы и средства ориентировки ребенка в окружающей обстановке, содержательно обогащаются представле- ния и знания ребенка о мире. Формирование символической функции способствует становлению у детей внутрен- него плана мышления. При активном взаимодействии и экспериментировании дети начина- ют познавать новые свойства природных объектов и отдельных явлений — это позволяет им каждый день делать удивительные «открытия». К пяти годам начинает формироваться произвольность — в игре, рисовании, конст- руировании и др. (деятельность по замыслу). В младшем дошкольном возрасте развиваются начала эстетического отношения к ми- ру (к природе, окружающей предметной среде, людям). Ребенка отличает целостность и эмо- циональность восприятия образов искусства, попытки понять их содержание. В связи со всем вышеизложенным, основными целевыми направлениями в работе с детьми младшего дошкольного возраста, являются: O сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей; забота об эмоциональном комфорте каждого ребенка; O создание условий для развития сюжетно-ролевой игры; O доброжелательное общение с ребенком на познавательные темы, создание условий для практического экспериментирования, способствование развитию речи, любозна- тельности и инициативности; O формирование у детей интерес к художественным видам деятельности как средству самовыражения.

 

 В старшем дошкольном возрасте (5—7 лет) на фоне общего физического развития совершенствуется нервная система ребенка: улучшается подвижность, уравновешенность, устойчивость нервных процессов. Однако дети все еще быстро устают, «истощаются», при перегрузках возникает охранительное торможение. Старшие дошкольники отличаются высо- кой двигательной активностью, обладают достаточным запасом двигательных умений и на- выков; им лучше удаются движения, требующие скорости и гибкости, а их сила и выносли- вость пока еще невелики.

Кроме сюжетно-ролевых игр, у детей интенсивно развиваются и другие формы   игры

   режиссерские, игры-фантазии, игры с правилами.

После пяти лет резко возрастает потребность ребенка в общении со сверстниками. В игре и других видах совместной деятельности дети осуществляют обмен информацией, пла- нирование, разделение и координацию функций. Постепенно складывается достаточно спло- ченное детское сообщество. Существенно увеличиваются интенсивность и широта круга об- щения.

В старшем дошкольном возрасте происходит активное развитие диалогической речи. Диалог детей приобретает характер скоординированных предметных и речевых действий. В недрах диалогического общения старших дошкольников зарождается и формируется новая форма речи — монолог.

Познавательные процессы претерпевают качественные изменения; развивается произ- вольность действий.

Наряду с наглядно-образным мышлением появляются элементы словесно-логического мышления. Начинают формироваться общие категории мышления (часть — целое, причин- ность, пространство, время, предмет — система предметов и т.д.).

Старшие дошкольники проявляют большой интерес к природе — животным, растени- ям, камням, различным природным явлениям и др. У детей появляется и особый интерес к печатному слову, математическим отношениям: они с удовольствием узнают буквы, овладе- вают звуковым анализом слова, счетом и пересчетом отдельных предметов.

Эстетическое отношение к миру у старшего дошкольника становится более осознан- ным и активным. Он уже в состоянии не только воспринимать красоту, но в какой-то мере создавать ее.

Слушая чтение книг, старшие дошкольники сопереживают, сочувствуют литератур- ным героям, обсуждают их действия. При восприятии изобразительного искусства им дос- тупны не только наивные образы детского фольклора, но и произведения декоративно- прикладного искусства, живописи, графики, скульптуры. В рисовании и лепке дети передают характерные признаки предмета: формы, пропорции, цвет; замысел становится более устой- чивым.

Старших дошкольников отличает эмоционально яркая реакция на музыку. Появляется интонационно-мелодическая ориентация музыкального восприятия, значительно обогащает- ся индивидуальная интерпретация музыки.

 

Основные целевые направления в работе с детьми старшего дошкольного возраста следующие:

O охранять и укреплять здоровье детей, способствовать их физическому развитию, избегая нервных и физических перегрузок;

O создавать условия для реализации всех видов игры;

O внимательно относиться и терпеливо поддерживать формирующееся детское со- общество;

O формировать основы культурного и экологически целесообразного поведения (в природе и обществе);

O во всех видах деятельности и общения способствовать развитию у детей диалоги- ческой и монологической речи;

O развивать у детей познавательные интересы, сенсорные и интеллектуальные спо- собности;

O поддерживать экспериментирование с материалами, словом, движением и др., мо- делирование; развивать воображение и творческое начало;

 

O продолжать формировать у детей эстетическое отношение к окружающему и худо- жественные способности.

 

ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИГРА.

 

Разрешение противоречия между желаниями ребенка и его реальными возможностя- ми составляет генетическую задачу дошкольного возраста и реализуется в игре, которая яв- ляется ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. В сюжетно-ролевой игре ребенок сна- чала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает доступную ему систему человече- ских отношений и окружающий мир во всем его многообразии. Игра как деятельность харак- теризуется в первую очередь тем, что дети разворачивают ее сюжет, организуют игровые си- туации, осуществляют ролевое взаимодействие в соответствии с собственными замыслами и потребностями. Только такая — самодеятельная — игра (игра по инициативе самих детей) становится ведущей деятельностью в дошкольном детстве. Ребенок сам стремится построить свое высказывание так, чтобы быть понятым, сам регулирует свое поведение в соответствии с социальными нормами, сам сдерживает некоторые свои непосредственные импульсы, что- бы объяснить свои игровые замыслы, чтобы быть принятым в игру. Он по собственной ини- циативе может делать поделки, создавать предметно-игровую среду, активно используя  опыт, полученный на занятиях и т.п. Таким образом, игра выступает мотивационным ядром системы детских видов деятельности, в процессе реализации которых (а не только в одной отдельно взятой игре) и развивается ребенок.

В игре как ведущей деятельности формируются основные новообразования возраста, т.е. такие новые качества, которые позволяют ребенку перейти на другой возрастной этап. К числу таких новообразований относятся:

формирование внутреннего плана деятельности, связанное с созданием вообра- жаемых ситуаций и умением адекватно действовать в них;

формирование знаковой функции, которая связана с тем, что в игре происходит от- рыв значения от самого предмета и перенос его на другие объекты («как будто»);

становление произвольности деятельности, поскольку в игре ребенок начинает подчинять свое поведение внешним требованиям;

— формирование познавательной мотивации, которая является основой для форми- рования учебного мотива.

Таким образом, развитая игра обеспечивает формирование у ребенка психологических механизмов для его будущего успешного обучения в школе.

Игровые формы и приемы, используемые педагогом, делают для ребенка материал интересным и личностно значимым, а значит — и более осмысленным. Однако ошибочным подходом является полное подчинение игры решению дидактических задач, что приводит к парадоксальной ситуации депривации игры на фоне ее тотальной эксплуатации в условиях педагогического процесса. Специфика сюжетной игры как деятельности не позволяет вклю- чать в нее дидактические задачи, поскольку они будут решаться игровыми, условными спо- собами («понарошку», «как будто»).

На протяжении младшего дошкольного возраста происходит становление игры как деятельности: ребенок овладевает разнообразными игровыми действиями (ролевыми, услов- ными, речевыми и пр.), учится самостоятельно придумывать игровые ситуации, а к концу младшего дошкольного возраста — выстраивать их в последовательный сюжет.

На протяжении старшего дошкольного возраста игра как деятельность заканчивает свое формирование. Постепенно она все больше переходит в умственный план: реализуется  в форме игры-фантазирования или теряет сюжетную составляющую, выдвигая на первый план правило. Переход сюжетной стороны игры в умственный план позволяет использовать элементы этой деятельности для решения задач других видов деятельности, придавая им привлекательную для ребенка игровую форму.

 

Показатели развития

3-4 года

Ведущая потребность ребенка

Потребность в общении, уважении, признании самостоятельности ребенка

Ведущая функция

Восприятие 

Игровая деятельность

Партнерская со взрослыми; индивидуальная с игрушками, игровое действие.

Отношение со взрослыми

Ситуативно-деловое: взрослый — источник способов деятельности, партнер по игре и творчеству

Отношения со сверстниками

Эмоционально-практическое: сверстник малоинтересен

Эмоции

Резкие переключения; эмоциональное состояние зависит от физического комфорта

Способ познания

Экспериментирование, конструирование

Объект познания

Непосредственно окружающие предметы, их свойства и назначение.

Восприятие

Восприятие сенсорных эталонов (цвет, форма, размер).

 Внимание

Непроизвольное; быстро переключается с одной деятельности на другую. Удерживает внимание 510мин. 

Объем внимания 3-4 предмета.

Память  

 Непроизвольная (эмоционально окрашенная информация); Преобладает узнавание, а не запоминание; кратковременная. Объем памяти 3-4 предмета из 5, 1-2 действия.

Мышление  

Переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению (переход от действий с предметами к действию с образами: предметы — заместители, картинки).

Развитие способности выстраивать элементарные умозаключения.

Воображение

Репродуктивное (воссоздание репродукции знакомого образа).

Условия успешности

Разнообразие окружающей среды; партнерские отношения со взрослыми.

Новообразования

Самопознание;  усвоение первичных нравственных норм.

Особенности возраста

Кризис 3-х лет.

 

 

 

Показатели

4-5 лет

Ведущая потребность

Потребность в общении; познавательна я активность

Физиологическая

чувствитель­ность

Уменьшение чувствитель­ности к дискомфорту

Ведущая функция

Наглядно­ образное мышление

Игровая деятельность

Коллективная со сверстниками, ролевой диалог, игровая ситуация

Форма общения

Внеситуативно-деловое

Отношения со взрослыми

Взрослый источник информации

Отношения со сверстниками

Интересен как партнер по сюжетной игре

Наличие конфликтов

Отсутствуют

Эмоции

Сильной модальности, резкие переходы

Способ познания

Вопросы; рассказы взрослого; экспериментирование

Объект познания

Предметы и явления непосредственно не воспринимаемые

Произвольность познавательных процессов

Внимание и память непроизвольные; начинает развиваться произвольное запоминание в игре

Воображение

Репродуктивное; появление элементов творческого воображения

Восприятие

Восприятие сенсорных эталонов, свойств предметов

Внимание

Внимание зависит от интереса ребенка, развиваются устойчивость и возможность произвольного переключения. Удерживает внимание 10 – 15 мин.

Объем внимания 4 – 5 предметов

Память

Кратковременная; эпизодическое запоминание зависит от вида деятельности.

Объем памяти 4 – 5 предмета из 5, 2 – 3 действия

Мышление

Наглядно-образное

Речь

Окончание формирования активной речи,

учится излагать мысли

Условия  успешности

Кругозор взрослого и хорошо развитая речь

Новообразования возраста

1.Контролирующая функция речи: речь способствует организации собственной деятельности.

2.Развитие способности выстраивать элементарные умозаключения.

3.Появление элементов сюжетно-ролевой игры.

 

 

  

Показатели

5-6 лет

Ведущая

потребность

Потребность в общении;

творческая активность

Физиологическая

чувствитель­ность

Уменьшение чувствитель­ности       к дискомфорту

Ведущая функция

Воображение

Игровая деятельность

Усложнение игровых замыслов; длительные игровые объединения

Форма общения

Внеситуативно - деловое + внеситуативно - личностное

Отношения со взрослыми

Источник информации,

собеседник

Отношения со сверстниками

Углубление интереса как к партнеру по играм,

предпочтения в общении

Наличие конфликтов

Отсутствуют

Эмоции

Сильной модальности, резкие переходы

Способ познания

Общение со взрослым, сверстником, самостоятельная деятельность,

экспериментирование

Объект познания

Предметы и явления, непосредственно не воспринимаемые, нравственные нормы

Произвольность познавательных процессов

Развитие целенаправленного запоминания

Воображение

Развитие творческого воображения

Восприятие

Знания о предметах и их свойствах расширяются, организуются в систему и используются в различных видах деятельности

Внимание

Начало формирования произвольного внимания. Удерживает внимание 15 - 20 мин.

Объем внимания 8 - 10 предметов

Память

Развитие целенаправленного запоминания.

Объем памяти 5 - 7 предметов из10, 3-4 действия

Мышление

Наглядно-образное, начало формирования образно-схематического

Речь

Формирование планирующей функции речи

Условия успешности

Собственный широкий кругозор, хорошо развитая речь

Новообразования возраста

1. Предвосхищение результата деятельности.

2. Активная планирующая функция речи.

 3. Внеситуативно-деловая форма общения со сверстником.

4. Начало формирования высших чувств (интеллектуальные, моральные, эстетические)

 

 

   

Показатели

6-7 лет

Ведущая потребность

Потребность в общении.

Физиологическая чувствительность

Индивидуально, у большинства низкая

Ведущая функция

Воображение

Игровая деятельность

Длительные игровые объединения; умение согласовывать свое поведение в соответствии

с ролью

Форма общения

Внеситуативно - личностное

Отношения со взрослыми

Источник эмоциональной поддержки

Отношения со сверстниками

Собеседник, партнер по деятельности

Наличие конфликтов

К 7-ми годам - кризис, смена социальной роли

Эмоции

Сильной модальности, резкие переходы

Способ познания

Самостоятельная деятельность , познавательное общение со взрослыми и сверстниками

Объект познания

Причинно-следственны е связи между предметами и явлениями

Произвольность познавательных процессов

Начало формирования произвольности как умения прилагать усилия и концентрировать процесс усвоения

Воображение

Переходит во внутреннюю деятельность, появляется собственное словесное творчество (считалки, дразнилки, стихи)

Восприятие

Знания о предметах и их свойствах расширяются (восприятие времени, пространства ),

организуются в систему и используются в  различных видах деятельности

Внимание

Интенсивное развитие произвольного внимания. Удерживает внимание 20-25 мин. Объем внимания  10 -12 предметов

Память

Интенсивное развитие долговременной памяти. Объем памяти 6 - 8 предметов из 10, 4 – 5 действий

Мышление

Элементы логического развиваются на основе наглядно-образного; развитие элементов абстрактного мышления

Речь

Развитие внутренней речи

Условия

успешности

Собственный широкий кругозор, умелость в каком-либо деле

Новообразования возраста

1.Внутренний план действий. 2.Произвольность всех психических процессов. 3. Возникновение соподчинения мотивов. 4.Самосознание. Обобщенное и внеситуативное отношение к себе. 5.Возникнове ние первой целостной картины мира. 6.Появление учебно-познавательного мотива.

 

Дата последнего обновления страницы 26.03.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения