Возрастные особенности детей 2-3 лет
Характеристика возраста
В раннем возрасте (от 1 до 3 лет) ребенок при помощи взрослого усваивает основные способы использования предметов. У него начинает активно развиваться предметная дея- тельность.
Продолжается развитие всех органов и физиологических систем, совершенствуются их функции. Ребенок становится более подвижным и самостоятельным («Я сам»). Это требу- ет от взрослого особого внимания к обеспечению его безопасности. Расширяется круг обще- ния за счет менее знакомых взрослых и сверстников. Общение, овладение предметными дей- ствиями приводит ребенка к активному освоению языка, подготавливает его к игре. Под влиянием предметной деятельности, общения и игры в раннем возрасте развиваются воспри- ятие, мышление, память и другие познавательные процессы.
Главными целями взрослого в отношении ребенка раннего возраста являются:
— организация предметной деятельности;
— обеспечение полноценного физического, в том числе двигательного, развития;
— формирование речи.
ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — ПРЕДМЕТНАЯ.
Ребенок при помощи взрослого усваивает основные способы использования предме- тов. Действуя с предметами, ребенок открывает для себя их физические (величину, форму, цвет) и динамические свойства (катается, складывается и пр.), пространственные отношения (близко, далеко), разделение целого на части и составление целого из частей (разбирает и со- бирает пирамидку, матрешку); осваивает систему предметно— орудийных действий — дос- тает сачком шарик из воды или тянет за веревочку, чтобы придвинуть к себе машинку. Од- нако функциональное назначение предмета открывает ребенку взрослый: ложкой едят, ме- шают кашу, полотенцем вытирают руки, карандашом рисуют и т.д.
Развитие предметной деятельности подготавливает ребенка к игре. В своей самостоя- тельной сюжетно-отобразительной игре он воспроизводит с помощью предметов- заместителей (кубиков, палочек и игрушек) отдельные простые события повседневной жиз- ни.
Под влиянием предметной деятельности как ведущей в этом возрасте развиваются не только игра, но и другие виды деятельности: сюжетное конструирование, рисование, элемен- тарное самообслуживание и др.
Общение, овладение предметными действиями приводит ребенка к активному освое- нию языка, подготавливает его к игре, способствует развитию восприятия, мышления, памя- ти и других познавательных процессов.
Показатели развития |
Характеристики |
Ведущая потребность ребенка |
Потребность в общении, уважении, признании самостоятельности |
Ведущая функция |
Восприятие |
Ведущая деятельность |
Партнерская со взрослыми; предметные действия; игровые действия с игрушками (не игра), значимы в развитии подвижные игры. |
Отношение со взрослыми |
Ситуативно-деловое: взрослый – источник способов деятельности, партнер по игре и творчеству. |
Отношения со сверстниками |
Эмоционально-практическое: сверстник малоинтересен. |
Эмоции |
Резкие переключения; эмоциональное состояние зависит от физического комфорта. |
Способ познания |
Подражание взрослым, организованная деятельность. |
Объект познания |
Непосредственно окружающие предметы, их свойства и назначения, предметные действия |
Восприятие |
Восприятие сенсорных эталонов (цвет, форма, размер) |
Внимание |
Непроизвольное, быстрое переключение с одной деятельности на другую. Удерживает внимание 5-7 мин. Объем внимания 3-4 предмета. |
Память |
Непроизвольная (эмоционально окрашенная информация), преобладает узнавание, а не запоминание; кратковременная.
Объем памяти 3-4 предмета из 5. |
Мышление |
Наглядно-действенное |
Воображение |
Репродуктивное (воссоздание репродукции знакомого образа) |
Условия успешности |
Разнообразие окружающей среды; партнерские отношения со взрослыми. |
Новообразования |
Развитие речи; предметные действия; наглядно-действенное мышление; предпосылки развития личности. |
Особенности возраста |
Кризис 3х лет. Формирование «системы Я». |
Возрастные особенности детей 3-7 лет
В младшем дошкольном возрасте (3—5 лет) происходит дальнейший рост и разви- тие детского организма, совершенствуются физиологические функции и процессы. Активно формируется костно-мышечная система, в силу чего недопустимо длительное пребывание детей в неудобных позах, сильные мышечные напряжения, поскольку это может спровоци- ровать дефекты осанки, плоскостопие, деформацию суставов. Происходит дальнейшее расширение круга общения ребенка с миром взрослых людей и детей. Взрослый воспринимается им как образец, он берет с него пример, хочет быть во всем похожим на него. В результате возникает противоречие между желаниями ребенка и его возможностя- ми. Разрешение этого противоречия происходит в игре, прежде всего в сюжетно-ролевой, где ребенок начинает осваивать систему человеческих отношений, учится ориентироваться в смыслах человеческой деятельности. Возникает и развивается новая форма общения со взрослым — общение на познава- тельные темы, которое сначала включено в совместную со взрослым познавательную дея- тельность. На основе совместной деятельности — в первую очередь игры — формируется детское общество. На пятом году жизни ребенок постепенно начинает осознавать свое поло- жение среди сверстников. Возраст от двух до пяти уникален по своему значению для речевого развития: в этот период ребенок обладает повышенной чувствительностью к языку, его звуковой и смысло- вой стороне. В младшем дошкольном возрасте осуществляется переход от исключительного господства ситуативной (понятной только в конкретной обстановке) речи к использованию и ситуативной, и контекстной (свободной от наглядной ситуации) речи. Познавательное развитие в младшем дошкольном возрасте продолжается по следую- щим основным направлениям: расширяются и качественно изменяются способы и средства ориентировки ребенка в окружающей обстановке, содержательно обогащаются представле- ния и знания ребенка о мире. Формирование символической функции способствует становлению у детей внутрен- него плана мышления. При активном взаимодействии и экспериментировании дети начина- ют познавать новые свойства природных объектов и отдельных явлений — это позволяет им каждый день делать удивительные «открытия». К пяти годам начинает формироваться произвольность — в игре, рисовании, конст- руировании и др. (деятельность по замыслу). В младшем дошкольном возрасте развиваются начала эстетического отношения к ми- ру (к природе, окружающей предметной среде, людям). Ребенка отличает целостность и эмо- циональность восприятия образов искусства, попытки понять их содержание. В связи со всем вышеизложенным, основными целевыми направлениями в работе с детьми младшего дошкольного возраста, являются: O сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей; забота об эмоциональном комфорте каждого ребенка; O создание условий для развития сюжетно-ролевой игры; O доброжелательное общение с ребенком на познавательные темы, создание условий для практического экспериментирования, способствование развитию речи, любозна- тельности и инициативности; O формирование у детей интерес к художественным видам деятельности как средству самовыражения.
В старшем дошкольном возрасте (5—7 лет) на фоне общего физического развития совершенствуется нервная система ребенка: улучшается подвижность, уравновешенность, устойчивость нервных процессов. Однако дети все еще быстро устают, «истощаются», при перегрузках возникает охранительное торможение. Старшие дошкольники отличаются высо- кой двигательной активностью, обладают достаточным запасом двигательных умений и на- выков; им лучше удаются движения, требующие скорости и гибкости, а их сила и выносли- вость пока еще невелики.
Кроме сюжетно-ролевых игр, у детей интенсивно развиваются и другие формы игры
— режиссерские, игры-фантазии, игры с правилами.
После пяти лет резко возрастает потребность ребенка в общении со сверстниками. В игре и других видах совместной деятельности дети осуществляют обмен информацией, пла- нирование, разделение и координацию функций. Постепенно складывается достаточно спло- ченное детское сообщество. Существенно увеличиваются интенсивность и широта круга об- щения.
В старшем дошкольном возрасте происходит активное развитие диалогической речи. Диалог детей приобретает характер скоординированных предметных и речевых действий. В недрах диалогического общения старших дошкольников зарождается и формируется новая форма речи — монолог.
Познавательные процессы претерпевают качественные изменения; развивается произ- вольность действий.
Наряду с наглядно-образным мышлением появляются элементы словесно-логического мышления. Начинают формироваться общие категории мышления (часть — целое, причин- ность, пространство, время, предмет — система предметов и т.д.).
Старшие дошкольники проявляют большой интерес к природе — животным, растени- ям, камням, различным природным явлениям и др. У детей появляется и особый интерес к печатному слову, математическим отношениям: они с удовольствием узнают буквы, овладе- вают звуковым анализом слова, счетом и пересчетом отдельных предметов.
Эстетическое отношение к миру у старшего дошкольника становится более осознан- ным и активным. Он уже в состоянии не только воспринимать красоту, но в какой-то мере создавать ее.
Слушая чтение книг, старшие дошкольники сопереживают, сочувствуют литератур- ным героям, обсуждают их действия. При восприятии изобразительного искусства им дос- тупны не только наивные образы детского фольклора, но и произведения декоративно- прикладного искусства, живописи, графики, скульптуры. В рисовании и лепке дети передают характерные признаки предмета: формы, пропорции, цвет; замысел становится более устой- чивым.
Старших дошкольников отличает эмоционально яркая реакция на музыку. Появляется интонационно-мелодическая ориентация музыкального восприятия, значительно обогащает- ся индивидуальная интерпретация музыки.
Основные целевые направления в работе с детьми старшего дошкольного возраста следующие:
O охранять и укреплять здоровье детей, способствовать их физическому развитию, избегая нервных и физических перегрузок;
O создавать условия для реализации всех видов игры;
O внимательно относиться и терпеливо поддерживать формирующееся детское со- общество;
O формировать основы культурного и экологически целесообразного поведения (в природе и обществе);
O во всех видах деятельности и общения способствовать развитию у детей диалоги- ческой и монологической речи;
O развивать у детей познавательные интересы, сенсорные и интеллектуальные спо- собности;
O поддерживать экспериментирование с материалами, словом, движением и др., мо- делирование; развивать воображение и творческое начало;
O продолжать формировать у детей эстетическое отношение к окружающему и худо- жественные способности.
ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — ИГРА.
Разрешение противоречия между желаниями ребенка и его реальными возможностя- ми составляет генетическую задачу дошкольного возраста и реализуется в игре, которая яв- ляется ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. В сюжетно-ролевой игре ребенок сна- чала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает доступную ему систему человече- ских отношений и окружающий мир во всем его многообразии. Игра как деятельность харак- теризуется в первую очередь тем, что дети разворачивают ее сюжет, организуют игровые си- туации, осуществляют ролевое взаимодействие в соответствии с собственными замыслами и потребностями. Только такая — самодеятельная — игра (игра по инициативе самих детей) становится ведущей деятельностью в дошкольном детстве. Ребенок сам стремится построить свое высказывание так, чтобы быть понятым, сам регулирует свое поведение в соответствии с социальными нормами, сам сдерживает некоторые свои непосредственные импульсы, что- бы объяснить свои игровые замыслы, чтобы быть принятым в игру. Он по собственной ини- циативе может делать поделки, создавать предметно-игровую среду, активно используя опыт, полученный на занятиях и т.п. Таким образом, игра выступает мотивационным ядром системы детских видов деятельности, в процессе реализации которых (а не только в одной отдельно взятой игре) и развивается ребенок.
В игре как ведущей деятельности формируются основные новообразования возраста, т.е. такие новые качества, которые позволяют ребенку перейти на другой возрастной этап. К числу таких новообразований относятся:
— формирование внутреннего плана деятельности, связанное с созданием вообра- жаемых ситуаций и умением адекватно действовать в них;
— формирование знаковой функции, которая связана с тем, что в игре происходит от- рыв значения от самого предмета и перенос его на другие объекты («как будто»);
— становление произвольности деятельности, поскольку в игре ребенок начинает подчинять свое поведение внешним требованиям;
— формирование познавательной мотивации, которая является основой для форми- рования учебного мотива.
Таким образом, развитая игра обеспечивает формирование у ребенка психологических механизмов для его будущего успешного обучения в школе.
Игровые формы и приемы, используемые педагогом, делают для ребенка материал интересным и личностно значимым, а значит — и более осмысленным. Однако ошибочным подходом является полное подчинение игры решению дидактических задач, что приводит к парадоксальной ситуации депривации игры на фоне ее тотальной эксплуатации в условиях педагогического процесса. Специфика сюжетной игры как деятельности не позволяет вклю- чать в нее дидактические задачи, поскольку они будут решаться игровыми, условными спо- собами («понарошку», «как будто»).
На протяжении младшего дошкольного возраста происходит становление игры как деятельности: ребенок овладевает разнообразными игровыми действиями (ролевыми, услов- ными, речевыми и пр.), учится самостоятельно придумывать игровые ситуации, а к концу младшего дошкольного возраста — выстраивать их в последовательный сюжет.
На протяжении старшего дошкольного возраста игра как деятельность заканчивает свое формирование. Постепенно она все больше переходит в умственный план: реализуется в форме игры-фантазирования или теряет сюжетную составляющую, выдвигая на первый план правило. Переход сюжетной стороны игры в умственный план позволяет использовать элементы этой деятельности для решения задач других видов деятельности, придавая им привлекательную для ребенка игровую форму.
Показатели развития |
3-4 года |
Ведущая потребность ребенка |
Потребность в общении, уважении, признании самостоятельности ребенка |
Ведущая функция |
Восприятие |
Игровая деятельность |
Партнерская со взрослыми; индивидуальная с игрушками, игровое действие. |
Отношение со взрослыми |
Ситуативно-деловое: взрослый — источник способов деятельности, партнер по игре и творчеству |
Отношения со сверстниками |
Эмоционально-практическое: сверстник малоинтересен |
Эмоции |
Резкие переключения; эмоциональное состояние зависит от физического комфорта |
Способ познания |
Экспериментирование, конструирование |
Объект познания |
Непосредственно окружающие предметы, их свойства и назначение. |
Восприятие |
Восприятие сенсорных эталонов (цвет, форма, размер). |
Внимание |
Непроизвольное; быстро переключается с одной деятельности на другую. Удерживает внимание 510мин.
Объем внимания 3-4 предмета. |
Память |
Непроизвольная (эмоционально окрашенная информация); Преобладает узнавание, а не запоминание; кратковременная. Объем памяти 3-4 предмета из 5, 1-2 действия. |
Мышление |
Переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению (переход от действий с предметами к действию с образами: предметы — заместители, картинки).
Развитие способности выстраивать элементарные умозаключения. |
Воображение |
Репродуктивное (воссоздание репродукции знакомого образа). |
Условия успешности |
Разнообразие окружающей среды; партнерские отношения со взрослыми. |
Новообразования |
Самопознание; усвоение первичных нравственных норм. |
Особенности возраста |
Кризис 3-х лет. |
Показатели |
4-5 лет |
Ведущая потребность |
Потребность в общении; познавательна я активность |
Физиологическая
чувствительность |
Уменьшение чувствительности к дискомфорту |
Ведущая функция |
Наглядно образное мышление |
Игровая деятельность |
Коллективная со сверстниками, ролевой диалог, игровая ситуация |
Форма общения |
Внеситуативно-деловое |
Отношения со взрослыми |
Взрослый источник информации |
Отношения со сверстниками |
Интересен как партнер по сюжетной игре |
Наличие конфликтов |
Отсутствуют |
Эмоции |
Сильной модальности, резкие переходы |
Способ познания |
Вопросы; рассказы взрослого; экспериментирование |
Объект познания |
Предметы и явления непосредственно не воспринимаемые |
Произвольность познавательных процессов |
Внимание и память непроизвольные; начинает развиваться произвольное запоминание в игре |
Воображение |
Репродуктивное; появление элементов творческого воображения |
Восприятие |
Восприятие сенсорных эталонов, свойств предметов |
Внимание |
Внимание зависит от интереса ребенка, развиваются устойчивость и возможность произвольного переключения. Удерживает внимание 10 – 15 мин.
Объем внимания 4 – 5 предметов |
Память |
Кратковременная; эпизодическое запоминание зависит от вида деятельности.
Объем памяти 4 – 5 предмета из 5, 2 – 3 действия |
Мышление |
Наглядно-образное |
Речь |
Окончание формирования активной речи,
учится излагать мысли |
Условия успешности |
Кругозор взрослого и хорошо развитая речь |
Новообразования возраста |
1.Контролирующая функция речи: речь способствует организации собственной деятельности.
2.Развитие способности выстраивать элементарные умозаключения.
3.Появление элементов сюжетно-ролевой игры. |
Показатели |
5-6 лет |
Ведущая
потребность |
Потребность в общении;
творческая активность |
Физиологическая
чувствительность |
Уменьшение чувствительности к дискомфорту |
Ведущая функция |
Воображение |
Игровая деятельность |
Усложнение игровых замыслов; длительные игровые объединения |
Форма общения |
Внеситуативно - деловое + внеситуативно - личностное |
Отношения со взрослыми |
Источник информации,
собеседник |
Отношения со сверстниками |
Углубление интереса как к партнеру по играм,
предпочтения в общении |
Наличие конфликтов |
Отсутствуют |
Эмоции |
Сильной модальности, резкие переходы |
Способ познания |
Общение со взрослым, сверстником, самостоятельная деятельность,
экспериментирование |
Объект познания |
Предметы и явления, непосредственно не воспринимаемые, нравственные нормы |
Произвольность познавательных процессов |
Развитие целенаправленного запоминания |
Воображение |
Развитие творческого воображения |
Восприятие |
Знания о предметах и их свойствах расширяются, организуются в систему и используются в различных видах деятельности |
Внимание |
Начало формирования произвольного внимания. Удерживает внимание 15 - 20 мин.
Объем внимания 8 - 10 предметов |
Память |
Развитие целенаправленного запоминания.
Объем памяти 5 - 7 предметов из10, 3-4 действия |
Мышление |
Наглядно-образное, начало формирования образно-схематического |
Речь |
Формирование планирующей функции речи |
Условия успешности |
Собственный широкий кругозор, хорошо развитая речь |
Новообразования возраста |
1. Предвосхищение результата деятельности.
2. Активная планирующая функция речи.
3. Внеситуативно-деловая форма общения со сверстником.
4. Начало формирования высших чувств (интеллектуальные, моральные, эстетические) |
Показатели |
6-7 лет |
Ведущая потребность |
Потребность в общении. |
Физиологическая чувствительность |
Индивидуально, у большинства низкая |
Ведущая функция |
Воображение |
Игровая деятельность |
Длительные игровые объединения; умение согласовывать свое поведение в соответствии
с ролью |
Форма общения |
Внеситуативно - личностное |
Отношения со взрослыми |
Источник эмоциональной поддержки |
Отношения со сверстниками |
Собеседник, партнер по деятельности |
Наличие конфликтов |
К 7-ми годам - кризис, смена социальной роли |
Эмоции |
Сильной модальности, резкие переходы |
Способ познания |
Самостоятельная деятельность , познавательное общение со взрослыми и сверстниками |
Объект познания |
Причинно-следственны е связи между предметами и явлениями |
Произвольность познавательных процессов |
Начало формирования произвольности как умения прилагать усилия и концентрировать процесс усвоения |
Воображение |
Переходит во внутреннюю деятельность, появляется собственное словесное творчество (считалки, дразнилки, стихи) |
Восприятие |
Знания о предметах и их свойствах расширяются (восприятие времени, пространства ),
организуются в систему и используются в различных видах деятельности |
Внимание |
Интенсивное развитие произвольного внимания. Удерживает внимание 20-25 мин. Объем внимания 10 -12 предметов |
Память |
Интенсивное развитие долговременной памяти. Объем памяти 6 - 8 предметов из 10, 4 – 5 действий |
Мышление |
Элементы логического развиваются на основе наглядно-образного; развитие элементов абстрактного мышления |
Речь |
Развитие внутренней речи |
Условия
успешности |
Собственный широкий кругозор, умелость в каком-либо деле |
Новообразования возраста |
1.Внутренний план действий. 2.Произвольность всех психических процессов. 3. Возникновение соподчинения мотивов. 4.Самосознание. Обобщенное и внеситуативное отношение к себе. 5.Возникнове ние первой целостной картины мира. 6.Появление учебно-познавательного мотива. |