Как составить программу воспитания?

 

Сайт старшего воспитателя

МДОУ "Детский сад № 10 "Россияночка"

Ковалевой Анастасии Вячеславовны 

Как составить программу воспитания?

 

 

  Примерная рабочая программа воспитания (с сайта fgosreestr.ru)  см. здесь 

 

 Рабочая программа воспитания МДОУ "Детский сад № 10 "Россияночка"  см. здесь 

 

Программа воспитания: как начать разработку и написать целевой раздел 

ОКСАНА СКОРОЛУПОВА, вице-президент по дошкольному образованию Института мобильных образовательных систем (ИМОС), член Экспертного совета по дошкольному образованию Госдумы

Из журнала "Старший воспитатель"

Рабочая программа воспитания – новый документ, который детские сады должны разработать к сентябрю 2021 года. Поправки об этом в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» внес Президент (Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ). Закон дает право детским садам самостоятельно разрабатывать и утверждать программу воспитания (п. 1 ст. 12.1 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Следовательно, определять структуру и содержание данного документа – тоже компетенция педколлектива.

 

  

Придерживайтесь рекомендуемой структуры программы

Утвержденных методических рекомендаций, какую структуру должна иметь новая программа воспитания, на данный момент нет, а разрабатывать ее уже нужно. Ведь в мае вам предстоит представить проект программы на педсовете. В предыдущих статьях журнала мы рекомендовали сделать структуру рабочей программы воспитания в соответствии с ФГОС, то есть аналогично структуре основной образовательной программы дошкольного образования3. Таким образом, в программе воспитания будет три раздела: целевой, содержательный и организационный.

Сначала необходимо определить цели и результаты освоения программы в целевом разделе. 

Составьте пояснительную записку

Целевой раздел программы воспитания включает пояснительную записку и планируемые результаты воспитательной работы. В пояснительной записке необходимо сформулировать цели и задачи программы, а также принципы и подходы к ее формированию.

Цели программы воспитания. Чтобы сформулировать цели, в качестве первого ориентира используйте Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Второй ориентир, на который следует опираться, – ФГОС ДО (ч. 5 и 6 п. 1.6 ФГОС ДО). Среди целей стандарта выбирайте наиболее актуальные, чтобы педколлектив мог выстроить эффективную воспитательную работу.  

Цель программы воспитания, которую вы сформулируете, можно будет достичь через систему задач. Поэтому теперь вам нужно сформулировать задачи воспитания. Здесь также следует придерживаться Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. 

Чтобы отразить в программе направления воспитательной работы, формулируйте задачи на основе положений Федерального закона № 273-ФЗ и дошкольной педагогики. Для этого в целевой раздел программы включите задачи духовно-нравственного, гражданско-правового и патриотического воспитания, приобщения детей к культурному наследию, физического воспитания и развития навыков здорового образа жизни, трудового и экологического воспитания. 

Когда будете формулировать задачи, также учитывайте комплексную вариативную образовательную программу дошкольного образования, на основе которой вы разрабатывали ООП вашего детского сада. Заимствовать формулировки задач из разных комплексных образовательных программ нельзя. В противном случае вы не сможете выстроить единую систему воспитательных задач и программа воспитания будет противоречить ООП детского сада. 

Значимые характеристики. Одна из значимых характеристик, которую следует отразить в целевом разделе программы воспитания, – особенность современной социокультурной ситуации, в которой растут дошкольники. Суть ее в культурной неустойчивости из-за смешения культур. В результате дети развиваются в многоязычной среде, наблюдают разные образцы поведения, в том числе агрессивные, догматичные, которые нередко противоречат друг другу. Поэтому задача педагогов сформировать у детей базовую систему ценностей – основу морального, нравственного поведения в течение всей жизни.

Принципы и подходы к формированию программы воспитания. В этом пункте целевого раздела необходимо сформулировать принципы, по которым педагоги будут выстраивать воспитательную работу. Они совпадают с принципами ФГОС и гуманистической педагогики. Суть их в том, что каждый воспитанник должен полноценно проживать все этапы детства, педагоги должны приобщать детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Также процесс воспитания в детском саду должен строиться на основе сотрудничества с семьей, учитывать этнокультурные особенности развития дошкольников.

Сформулировать принципы вы также можете на основе вариативной программы, которую реализуете в детском саду.  

Сформулируйте планируемые результаты

Чтобы сформулировать планируемые результаты в программе воспитания, используйте целевые ориентиры ФГОС. Так как в стандарте формулировки более общие, вам необходимо сделать акцент именно на результатах воспитательной работы, уровне воспитанности детей, которого они могут достичь на этапе завершения дошкольного образования. Для этого конкретизируйте целевые ориентиры – опишите личностные качества ребенка, а также предпосылки универсальных учебных действий, регулятивные и личностные.

Дополнить планируемые результаты вы сможете уже в содержательном разделе, где укажете достижения ребенка в отдельных направлениях воспитательной работы и опыт, который он приобретет в результате освоения программы воспитания.

 

Программа воспитания: что включить в содержательный раздел

 

В содержательном разделе рабочей программы воспитания в первую очередь необходимо описать воспитательную работу, которую будут осуществлять ваши педагоги. После изменений Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ по вопросам воспитания (Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся») многие стали связывать эту работу только с патриотическим или духовно-нравственным воспитанием детей. Однако это ошибочное мнение.

Согласно определению воспитания в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ воспитательная работа должна включать патриотическое, духовно-нравственное, гражданско-правовое воспитание, приобщение детей к культурному наследию, физическое воспитание и развитие навыков здорового образа жизни, трудовое и экологическое воспитание. Поэтому в содержательном разделе программы воспитания вам необходимо описать содержание воспитательной работы по всем этим направлениям воспитания.

Еще один ориентир, который поможет вам определить содержание воспитательной работы, – классификация воспитания по содержанию развиваемых сторон личности ребенка (Худякова Н. Л. Теория и методика воспитания: учеб. пособие / Н. Л. Худякова. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2009. – 277 с.). Она включает те же виды воспитания, а также умственное, эстетическое, экономическое, интернациональное и мультикультурное воспитание.

Основными составляющими воспитательного процесса в детском саду должны стать приоритетные направления развития детей дошкольного возраста, которые предусматривает современное дошкольное образование. Среди них: физическое, познавательно-речевое, художественно-эстетическое и социально-личностное развитие детей. Таким образом, содержание воспитательной работы в программе воспитания должно отражать основные направления воспитания и приоритетные направления развития детей дошкольного возраста.

Знания, которые дети получат в процессе воспитания, не должны стать самоцелью педагогов. Необходимо сформировать у каждого ребенка осознанное личностное отношение к этим знаниям. Тогда знания будут мотивировать их к осознанному поведению, и дети смогут вести себя на основе этих знаний. Поэтому каждое из направлений воспитания в содержательном разделе программы должно включать три компонента воспитания: информационный, или знаниевый, эмоционально-побудительный и деятельностный. 

Интеграция воспитательной работы с образовательными областями

Образовательную деятельность в детском саду педагоги выстраивают на основе интеграции образовательных областей, которые предусматривает ФГОС. Такого же подхода следует придерживаться в ходе воспитательной работы с детьми.

Чтобы отразить интеграцию в содержательном разделе программы воспитания, проанализируйте содержание всех образовательных областей в основной образовательной программе детского сада и вычлените те направления работы, которые связаны с решением воспитательных задач. Рассмотрим на примере двух образовательных областей, как это сделать.

Познавательное развитие. В ходе познавательного развития перед педагогами стоят задачи: развивать интересы детей, их любознательность и познавательную мотивацию, воображение и творческую активность; формировать познавательные действия.

В рамках реализации данной образовательной области педагоги также формируют у дошкольников первичные представления о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях. На занятиях дети получают представления о малой родине и Отечестве, социокультурных ценностях нашего народа, отечественных традициях и праздниках; узнают о планете Земля как общем доме людей, особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

 

Социально-коммуникативное развитие. В рамках данной образовательной области дошкольники усваивают нормы и ценности, которые приняты в обществе, учатся взаимодействовать со взрослыми и сверстниками и участвовать в совместной деятельности. Педагоги развивают у детей самостоятельность, целенаправленность, саморегуляцию; социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональную отзывчивость. Также формируют у воспитанников чувство принадлежности к семье и к сообществу детей и взрослых в детском саду; позитивные установки к различным видам труда и творчества. Дети осваивают основы безопасного поведения в быту, социуме, природе.

 

Формы, методы и средства реализации программы

В содержательном разделе рабочей программы воспитания необходимо отметить основные психолого-педагогические условия. Это то, что поможет педагогам решать задачи воспитательной работы. Среди психолого-педагогических условий особое внимание уделите формам и методам работы с детьми в рамках воспитательной работы. Они должны соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям дошкольников, не ускорять и не замедлять искусственно их развитие.

Чтобы педагоги могли эффективно решать воспитательные задачи, необходимо предусмотреть разные виды образовательной деятельности: игровую, трудовую, поисково-исследовательскую и познавательную деятельности, наблюдения, создания моделей объектов и ситуаций. Также воспитательная работа должна включать экскурсии, беседы, ознакомление детей с праздниками, чтение познавательной и художественной литературы, рассматривание иллюстраций к детским художественным произведениям, обсуждения, инсценирования и драматизации фрагментов народных сказок, экспериментирование, конструирование, решение ситуативных задач, проектную деятельность и др.

Отдельно следует прописать в содержательном разделе средства реализации программы воспитания. Это могут быть мультимедийные средства и средства ИКТ; полифункциональные предметы, элементы декораций, костюмов и аксессуаров, которые помогут детям создать «волшебный мир» в сюжетно-ролевой и режиссерской играх. К средствам реализации программы воспитания также можно отнести наглядные средства: схемы, чертежи, логические таблицы; информационные материалы, которые выходят за рамки непосредственного опыта дошкольников: детские энциклопедии, познавательные программы и передачи и др. 

Особенности взаимодействия с родителями в рамках воспитательной работы

Среди задач ФГОС, которые решают педагоги в рамках основной образовательной программы, – психолого-педагогическая поддержка и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей, вовлечение их в образовательный процесс. Воспитательную работу с детьми следует также выстраивать в тесном взаимодействии с родителями, повышать их компетентность и оказывать поддержку в вопросах воспитания.

Укажите в содержательном разделе рабочей программы воспитания основные принципы и направления взаимодействия с семьями по вопросам воспитания детей. Главная задача здесь заключается в том, чтобы создать единые – для ДОО и семьи – подходы к воспитанию дошкольников.

Если детскому саду и родителям не удастся достичь взаимопонимания, невозможно будет эффективно реализовать воспитательный процесс. Если в детском саду ребенок вместе с педагогом и сверстниками устанавливает общие для всех правила поведения и старается им следовать, а в семье получает примеры совершенно иного поведения, то вместо позитивной социализации у ребенка будут формироваться такие качества личности, как двуличие, неискренность и беспринципность.

+

Когда пропишите особенности взаимодействия с родителями в содержательном разделе программы, проведите встречи с семьями. Обсудите с ними общие задачи и внесите корректировки в раздел. Только в этом случае вы сможете обеспечить в дальнейшем высокое качество воспитательной работы в рамках новой программы воспитания.

Дата последнего обновления страницы 26.03.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения